Курс Валют EUR: 43 PLN: 8.40

Особенности использования колес и шин

19.06.2017 17:22:17

При годовой нагрузке трактора 1500 моточасов ресурс шин исчерпывается на 20-25% в год, то есть «съедается» их четвертая часть стоимости. Несоблюдение правил использования колес и пренебрежение мерами систематического ухода за ними исчерпывает до 40% их ресурса. Высокоэффективная эксплуатация возможна только при глубоком знании конструкций колес и соблюдении эксплуатационных требований, четком владении приемами монтажа-демонтажа, рекомендованными в инструкциях и правилах использования, при умелом пользования соответствующим инструментом.

Влияние состоя­ния колес на срабатывание ши­ны

Следует помни­ть, что техническое состояние ко­лес оказывает большое влияние на срабаты­вание шин, надежность и эко­номичность ра­бо­ты сельхозтехники в цело­м.



Поэто­му к ко­ле­су выдвигают следующие ос­новные эк­сплу­а­тационные требования:

- по геометрическим размерам, форме, грузоподъемности колесо должно соответствовать конструкции шины, сельхозмашины и условиям их работы;

- колесо должно надежно работать в течение всего срока службы машины, что обусловлено требованиями безопасности, поскольку внезапный отказ колеса может быть причиной аварии;

- отклонения размеров и формы конструктивных элементов, которые в первую очередь соединяются с шиной и ступицей, не должны превышать допустимых норм, (что приводит к «биению», разбалансировке) предусмотренных технической документацией на колесо, шину или сельхозмашину.
Повышенное «биение» и дисбаланс являются основными причинами, которые приводят к колебанию колес и чрезмерным нагрузкам, действующим на них и, соответственно, отрицательно влияют на работу шин и средств механизации, особенно во время движения техники на больших скоростях. Допустимые значения «биения» и разбалансировки при увеличении скорости снижаются.
Колесо должно быть таким, чтобы монтаж и демонтаж шины, а также установка и снятие самого колеса из ступицы требовали минимальных затрат сил и времени, поскольку эти операции имеют большое влияние на трудоемкость обслуживания машины. Лакокрасочное покрытие колес должно быть прочным и предотвращать коррозию в течение длительного времени.

К колесам для бескамерных шин выдвигают дополнительные требования по герметичности и надежности удержания бортов шины, особенно на полках внешней стороны ободов колес.
Перегрузка наблюдается при перевозке сыпучих материалов без тары, то есть в случае, когда трудно точно определить массу груза, предназначенного для перевозки. Часто перегрузки колес и шин возникают на машинах, имеющих навесные орудия, которые работают без дополнительных опор, при этом вся нагрузка передается на шины и колеса. В таких случаях операторы должны особенно тщательно следить за состоянием колес и не допускать перегрузок во время работы. Неравномерное распределение груза и чрезмерная нагрузка навесных орудий обусловливают перегрузки шин и ободов с дисками, что приводит к появлению в них трещин, а это, в свою очередь, может стать причиной аварии, особенно при движении машины на высоких скоростях.

Перегрузка обода бездискового колеса вызывает преждевременный выход его из строя из-за появления трещин в замковой части. Поврежденный обод может не разрушаться только потому, что нагрузка, обусловленная давлением воздуха в шине, частично воспринимается элементами крепления обода к ступице. В таком случае можно откручивать гайки для снятия колеса со ступицы без предварительного выпуска воздуха из шины, иначе его отдельные части под действием давления будут выброшены с большой силой и могут причинить серьезную травму.
Основным центром разрушения дискового колеса являются зоны крепежных и технологических отверстий, а также детали крепления.
Эксплуатация колес с трещинами на диске, бортовой закраине или замковой канавке недопустима, так как это может привести к внезапному полному разрушению диска или обода и вызвать аварийную ситуацию.
При перегрузках колес наблюдается ускоренное ослабление завинчивания деталей крепления колес к ступице. В результате несвоевременного подтягивания крепежных шпилек разбиваются крепежные отверстия дисков колес, срезаются или разрываются шпильки крепления. Одним из важных факторов в обеспечении безотказной работы и продления срока службы шин и колес является правильное проведение их монтажа и демонтажа.
Даже опытный шиномонтажник не всегда может правильно сочетать определенные части обода, если они не имеют соответствующей маркировки, тем более что в хозяйствах шины, колеса и элементы колес (замковые и бортовые кольца) различных типов и размеров могут храниться вместе. Стоит помнить, что основа обода, бортовое и замковое кольца должны быть в полной взаимном соответствии, чтобы избежать аварий при накачке шины и эксплуатации колеса.
 
Трудоемкость монтажа-демонтажа в значительной степени зависит от состояния колес, качества лакокрасочного покрытия, степени коррозии контактных поверхностей, состояния деталей крепления, а также от степени «прикипания» посадочных поверхностей обода к бортам шины.
Ошибки при монтажно-демонтажных работах приводят к расходу значительных усилий и вызывают механические повреждения элементов шин и колес. Например, применение неисправного или нестандартного монтажного инструмента приводит к порезам и разрывам посадочных бортов и герметизирующего слоя шин, камер и ободочных лент, механическим повреждениям закраин, посадочных полок ободьев и дисков колес.
Одной из причин сокращения сроков службы шин и колес является попадание внутрь шины во время монтажно-демонтажных работ песка, грязи, посторонних мелких предметов, которые разрушают камеры и повреждают отдельные нити корда внутреннего слоя каркаса. Их удаление - это дополнительные монтажно-демонтажные работы, что может привести к повреждению элементов обода.
Техническое об­служи­вание колес 
Обслуживание колес и шин - штука достаточно трудоемкая. Сложны в этом плане монтажно-демонтажные операции - их доля составляет 40-50% в общей трудоемкости работ. Поэтому на каждом сельхозпредприятии, эксплуатирующем автомобили, трактора, сельхозмашины и другую колесную технику, необходимо организовать шиномонтажную площадку, участок или цех, которые должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инструментом в зависимости от количества эксплуатируемых колес и их номенклатуры.
Выполнение монтажно-демонтажных работ вручную снижает производительность труда и увеличивает простои машин.
Применение передвижных и стационарных станков повышает производительность в 5-10 раз, снижает физические усилия монтажника, а также исключает механические повреждения шин и колес.+
Следует отметить, что необходимость широкой механизации монтажно-демонтажных работ определяется и другими особенностями: ростом спроса на колеса с расширенным ободом с коническими или тороидальными посадочными полками (борта шин на таком ободе имеют увеличенное натяжение, что затрудняет демонтаж шин с ободов), широким применением бескамерных шин (с целью предупреждения механических повреждений герметизирующего слоя шин и закраин ободов монтаж-демонтаж следует проводить на станках или с использованием специального монтажного инструмента), ростом применения сверхмощных тракторов, масса ободов которых в сборе с крупногабаритными шинами достигает более 300 кг.
В связи с увеличением выпуска автомобилей особо большой грузоподъемности шиномонтажные цеха в хозяйствах нужно оснащать вспомогательным оборудованием для обслуживания крупногабаритных шин - устройствами для отсоса воздуха из камер и специальными расширителями бортов шин.

Технологический процесс в шиномонтажном цеху включает следующие работы:
- прием колес с шинами в сборе;
- очистка, мойка и сушка шин и колес в сборе;
- демонтаж шин (ручной или с помощью станков и приспособлений);
- осмотр и сортировка шин, камер, ободочных лент, ободов с дисками и колец;
- проверка герметичности камер;
- ремонт мелких повреждений покрышек, камер и ободочных лент;
- очистка и мелкий ремонт деталей колес, их окраска;
- комплектование шин и колес;
- монтаж шин;
- накачка и контроль внутреннего давления воздуха в шинах;
- выдача колес с шинами в сборе;
- хранение колес с шинами в сборе, а также отдельно шин и деталей колес.
После демонтажа обода бортовые и замочные кольца осматривают и делят на группы. Вместе с тем следует обратить внимание на механические повреждения, особенно в области замковой части.

Де­фек­ты мо­гут бы­ть такими:
- деформации в области основания обода и замковых колец;
- общая деформация этих частей;
- трещины в области крепежных или ручных отверстий диска замковой части обода, замкового или бортового колец;
- коррозия составляющих колеса, которая ухудшает безопасность установления колец и уменьшает надежность монтажа.
После этого детали колес делят на следующие группы: пригодные к эксплуатации; нуждающиеся в устранении дефектов; вышедшие из строя, и такие, что следует сдать в металлолом.
Незначительные трещины, обнаруженные на диске или ободе, устраняют с помощью газо- или электросварки. Вмятины, заусенцы, забоины и другие механические повреждения отдельных элементов колес устраняют с помощью различных стальных оправок, гладилок,молотков, слесарного инструмента. При этом следует осторожно обращаться с посадочными поверхностями обода, чтобы не повредить их.
Ржавчину с колес удаляют с помощью пескоструйного аппарата, ручной или механической щетки, наждачной шкурки или в ванне с моющим раствором. После зачистки колеса красят и просушивают. Обода колес нужно регулярно подкрашивать. Особенно это касается колес с бескамерными шинами.
Особое внимание следует уделять сохранению в надлежащем состоянии поверхности обода, взаимодействующего с бескамерной шиной. На поверхности не должно быть ни ржавчины, ни грязи. Они мешают плотному прилеганию бортов шины к ободу и приводят к дисбалансу и неравномерному износу шин. Вследствие коррозии неравномерно уменьшается толщина обода, что вызывает утечки воздуха из шин.+
 
Пра­ви­ла мон­та­жа и де­мон­та­жа шин
Особое внимание нужно обращать на важные моменты, определяющие во многих случаях качество монтажа-демонтажа:
- правильная взаимная ориентация деталей колеса и шины на всех стадиях процесса;
- использование монтажного ручья обода для размещения соответствующего участка борта шины;
- правильное (согласно инструкции) использование монтажного инструмента, обеспечивающего максимальный эффект и предотвращающего повреждение бортов шины.
Анализ монтажа и демонтажа шин с ободами разной конструкции (неразборных, с монтажным ручьем и разборных, многокомпонентных) показывает, что этим процессам свойственны общие черты, которым целесообразно уделить особое внимание. Из практики известно, что наиболее сложными и трудоемкими для обслуживающего персонала процессами является снятие (сдвиг) бортов шины с посадочных полок обода (для неразборного обода), извлечение обода с шины (демонтаж) и предварительный их монтаж. Так, сложность сдвига обусловлена ​​уже упоминавшимся «прикипанием» шины к ободу, а также высокой степенью деформации ее элементов при установке на неразъемный обод. Необходимость выполнения определенных операций монтажа-демонтажа определяется во многих случаях типом обода (неразъемный, разъемный), его профилем, а также схемой работы монтажных станков, конструкцией ручного монтажного инструмента.
Стоит помнить, что сжатый воздух в полости шины создает постоянное внутреннее усилие, что при определенных условиях может привести к аварийному разрушению колеса. Скорее всего, это может произойти в процессе монтажа или демонтажа шины. Поэтому при монтаже или демонтаже колес необходимо соблюдать основные правила, приведенные выше.

Вывод
Таким образом, при качественном использовании, обслуживании и хранении шин можно получить максимум потенциала как от сельхозтехники (по производительности и экономичности работы), так и от основного средства производства в сельском хозяйстве - почвы.


+38 068 087 00 18