Поблема уплотнения почвы: причины возникновения и влияние на производительность почвы
Одной из самый затратный операций, с точки зрения расхода топлива и времени на ее осуществление, является основную обработку почвы. Традиционная полицево вспашка, которая на сегодня является едва ли не самым распространенным приемом основной обработки в большинстве фермерских хозяйств Украины, вызывает создание переуплотненной подпахотный подошвы, а следовательно - ухудшение влаго- и воздухообмена в плодородном слое.
Сферические диски дисковых борон, лущильников, дискаторы при взаимодействии с почвой оказывают на него еще более интенсивное действие, как следствие - повышается степень измельчения структурных элементов, ускоряет разрушение агротехнических-ценных агрегатов. Именно механическое воздействие этих рабочих органов привела к тенденции снижения урожаев и существенного влияния на урожайность количества осадков в вегетационный период. Поэтому вопрос разрушения подпахотный подошвы и проведения основной обработки без повреждения агротехнических-ценных агрегатов почвы в условиях ресурсосберегающих технологий является актуальным.
Уплотнение почвы происходит под действием собственного веса, растений и воды, которые находятся на поле, а также в результате высушивания грунта. До сих факторов добавляются внешние: уплотнение мобильными агрегатами и рабочими органами. В результате плотность почвы увеличивается, снижается микропористость, что приводит к ухудшению инфильтрационных свойств.
Различают два вида уплотнения почвы: поверхностное - до 30 см и подпахотного переуплотнения - на глубину более 30 см. В общем уплотнения почвы - кумулятивный процесс, который сопровождается повышением плотности, уменьшением пористости, снижением аэрации, что негативно влияет на развитие корневой системы и биологическую активность микроорганизмов . Уменьшение просачивания влаги через почву способствует водной эрозии и приводит к затоплению земель аграрного назначения на длительный срок. Содержание в почве гумуса - главный фактор, определяющий степень уплотнения, и его уровень в пахотных почвах Украины снижается с каждым годом.
Чизельные плуги глубокорыхлителями - альтернатива полицевий вспашке.
Очевидной альтернативой полицево вспашки и дискование является проведение нулевого или минимального обработок почвы. Основой минимальной обработки является безполивное глубокое разрыхление, которое можно осуществлять чизельной глубокорыхлителями. Чизелевание позволяет существенно увеличить ширину захвата машин по сравнению с вспашкой, снизить расход топлива на основную обработку (до 40-50%), разрушить уплотненную подпахотный подошву и др. Однако во время выполнения этой операции можно отметить и некоторые недостатки, среди которых неполное подрезание сорняка, невозможность получения в результате обработки сплошного дна борозды, низкий уровень заделки пожнивных остатков, семена сорняков и удобрений, образование на поле больших глыб и тому подобное.
Еще одним проблемным моментом широкого внедрения операций чизельного обработки является неполная адаптация имеющихся машин в сложных почвенно-климатических условий Украины, поскольку значительное их количество производится зарубежными фирмами - Gaspardo, Amazone, John Deere, Lemken, Great Plains или по их лицензиям, а основные рабочие органы не проверялись в реальных полевых условиях. Именно приведенные факторы приводят к ограниченному использованию Чизельные орудий, хотя мировые тенденции показывают, что в недалеком будущем операции глубокого разрыхления полностью заменят полицево вспашку. Так, в США и Канаде еще в 2000г. На безполицеви способы обработки переведены 70% посевных площадей, а к 2020 г.. Планируется перевести 100%.
Чизельные плуги глубокорыхлителями на рынке сельхостехники Украины
Среди технических средств для глубокого рыхления на рынке Украины широко представлены глубокорыхлитель компаний John Deere, Wil-Rich (США), Hatzenbichler (Австрия), Gregoire Besson (Франция), Gaspardo (Италия) и др (фото 1).
Чизельные почвообрабатывающие орудия этих производителей, кроме неполной адаптации к тяжелым суглинистых и глинистых почв, характеризуются невозможностью агрегатирования с отечественными тракторами более раннего производства, дорогими и дефицитными запасными частями и в отдельных случаях - сложностью самой конструкции и регулировки глубины обработки и режимов работы. Например, в глубокорыхлителей фирмы Gaspardo (фото 1д) положение катков и глубина обработки чизельной лапами регулируются гидросистемой, что затрудняет их использование на полях многих фермерских хозяйств Украины. Кроме этого, многие образцы зарубежной техники для безотвальной имеют повышенную металлоемкость, а вспомогательные рабочие органы способны обеспечить агротехнические требования по показателю качества измельчения грунта.
Чизельные плуги глубокорыхлителями украинского производства: преимущества и недостатки
Сегодня техника отечественная и производства стран ближнего зарубежья конструктивно мало отличается от зарубежных аналогов, однако качество ее исполнения и материалов, из которых изготовлено рабочие органы, сокращает срок ее эксплуатации. На основе научных исследований в направлении технологий безотвальной обработки почвы на кафедре сельскохозяйственного машиностроения Кировоградского национального технического университета разработана конструкция универсального комбинированного чизель, адаптированного к имеющимся почвенно-климатических условий Украины (фото 2). Производство таких комбинированных чизель на заказ работников аграрного сектора налажено в «ЧП Савицкий», в поселке Новое, что на Кировоградщине.
Основным рабочим органом разработанной машины является Чизельные лапа, которая состоит из стояка, долота, зуба для измельчения крупных комков и крыльев (фото 3). Вспомогательный рабочий орган - сдвоенный зубчатый каток (фото 2), который, помимо функции регулировки глубины обработки, проводит разбивания больших комков, заделки растительных остатков в нижние горизонты, на глубину до 15 см. Минимальная толщина зубов катка способствует лучшему проникновению их в почву и дополнительном его рыхлению на большую глубину. К тому же чизель может иметь меньшую конструктивную массу по сравнению с зарубежными аналогами, выгодно отличается простотой регулирования общей глубины обработки и интенсивности работы переднего и заднего катков.
Во время рыхления почвы Чизельные лапой долото скалывает сплошную среду, зуб измельчает подняты долотом крупные комки, а крылья, кроме подрезания сорняков, дополнительно крошат почву и, в зависимости от высоты их расположения на стояке, могут уменьшать высоту гребней дна борозды. Изменение положения крыльев относительно дна борозды происходит путем перестановки последних в отверстиях на стояке и закрепления болтовыми соединениями. Г-образная форма крыльев, по сравнению с криволинейной, обеспечивает их плотное прилегание к стойкам и способствует снижению тягового сопротивления на перемещение всего рабочего органа в почве (фото 1д).
Чизельные плуги глубокорыхлителями: результаты полевых испытаний
Испытания комбинированных чизель проводились в течение 2013-2015 годов на полях Новоукраинского, Компаниевского, Кировоградского районов Кировоградской области. Условия проведения испытаний соответствовали средним в регионе. Механический состав почвы - тяжелый и средний суглинок. Твердость почвы составляла: в слое 0-10 см - 2-3,5 МПа; 10-20 см - 3,5-6,5; 20-30 см - 6-10 МПа. Абсолютная влажность почвы находилась в пределах 12-16%.
Техническая характеристика семейства разработанных комбинированных Чизельные глубокорыхлителей позволяет оценить их конкурентоспособность по сравнению с лучшими зарубежными аналогами (таблица).
Объектом исследования был технологический процесс комбинированного чизельного глубокорыхлителя (фото 4). После выполнения безотвальной обработки проводили оценку эффективности работы по коэффициенту качества измельчения грунта и равномерностью глубины обработки. Показателем качества считался процент грунтовых агрегатов, размеры которых не превышали 50 мм в общей массе обработанного грунта. Кроме того, проводили оценку влияния скорости агрегата на качественные показатели и эффективность работы катков. Опыты проходили с пятикратной повторяемостью, а результаты представлены по средним значениям.
Результаты экспериментальных исследований по определению качественного показателя рыхление оценивали при глубине обработки h = 32-40 см, при этом высота гребня, который образуется между смежными проходами Чизельные лап на дне борозды, составляла h1 = 18-20 см. Максимальная скорость движения ограничивалась тяговой способностью средств агрегатирования без пробуксовки приводных колес. Анализ полученных результатов показывает, что низкое качество измельчения грунта достигается при работе чизель без катков-измельчителей - это отношение меняется от 49 до 60%. Повышение рабочей скорости способствует улучшению качественного показателя. Аналогичная картина наблюдается при работе чизель с одним катком (работа с одним катком достигается изменением положения регулировочного винта 5, фото 2), но качественные показатели работы агрегата значительно выше: k = 55-69%. Наиболее качественно почва обрабатывается при полном комплектации чизель при работе с двумя катками, на скорости 7-8 км / ч. При таких условиях качественный показатель измельчения грунта составляет 70-75%, что превышает аналогичные показатели некоторой зарубежной техники (например, в условиях тяжелых черноземов для Artiglio S 250-500 Gaspardo - k = 55-60%, для Cenius 400/18 AMAZONE - k = 58-65%). Отклонение реальной глубины обработки от заданной в эксперименте не превышало 2%.
B. Сало, д-р техн. наук, профессор,
С. Лещенко, канд. техн. наук, доцент,
Кировоградский национальный технический университет